Сайт поддерживается в рамках деятельности АУ ЦГПВМ "Спектр" Московская область, Орехово-Зуевский район, г.Ликино-Дулёво; тел./факс: (496) 414-71-61, e-mail: centrturist@mail.ru | ||||||
Управление культуры, спорта и молодежи администрации
|
«Путеводитель по Восточному Подмосковью»
Храм во имя Святой Троицы д. Горбачиха
Древний Березовский погост расположен близ города Дрезна. Предшественниками каменного Троицкого храма на Березовском погосте являлись деревянные храмы, последний из которых после построения каменной церкви в 1839-1849 гг. был за ненадобностью продан в с. Гридино современного Егорьевского района. В народе Троицкий храм был больше известен, как Параскевиевский, что на речке Березовке – благодаря посвящению одного из трапезных приделов, это название проникло и в некоторые официальные бумаги, так что при цитировании последних следует иметь в виду, что речь идет именно о Троицком храме, относящемся ныне к деревне Горбачиха. Теперь в Горбачихе существует свой деревянный Пятницкий храм, перестроенный из дома зажиточного репрессированного крестьянина Кондакова. Постройка каменной церкви на Березовском погосте началась с препирательства между причтом и крестьянами с одной стороны, и неким крестьянином Онисимом Ивановым с другой, имевшем место в 1839 году. Этот Онисим был арендатором церковной погостной земли и выстроил на ней постоялый двор и ещё какие-то иные постройки, и, поскольку будущее строительство непосредственно задевало его интересы, он решил пойти наперекор «миру» и отписал самому митрополиту Филарету, что якобы священник Петр Иванов Платонов избрал место для строительства без согласия причта и крестьян. Истинная причина крылась, однако, в другом: «…то я обязан буду все строение свое на нанимаемой мною земле находящееся снести на узаконенное расстояние от церкви, что без понесения убытков учинить невозможно». Онисим предлагал для строительства другое место, опять же якобы разысканное самими прихожанами, дабы, как оказалось, «… тем избавить меня от могущих быть при переносе… строений убытков, в случае невозможности удовлетворить сей просьбе, благоволено бы было убытки обратить на законном основании на кого следует» (ЦИАМ, ф. 203, оп. 256, д. 13, л 1-1-об). В консистории наказали местному благочинному о. Матфею Космину (Козмину) (тогда Горбачиха входила в Павлово-Посадское благочиние – как, впрочем, и Зуево) произвести проверку. Она опровергла факты из поданного прошения, и по инициативе благочинного Горбачихинская общественность в ответ скупому и несговорчивому Онисиму написала приговор, извлечения из которого приводятся ниже. Интересно отметить, что этот приговор даёт нам данные о причте церкви на 1839 год. «Приговор. 1839-го года Августа 13-го дня в силу указа Богородскаго Духовнаго Правления от 8-го Августа же за № 437-м в присутствии Благочиннаго Воскресенскаго, что в селе Павлове, священника Матфея Космина, Ковригинскаго головы Ивана Семенова Игорова(?) и Запонорскаго головы Феодора Феодорова Молокина мы нижеподписавшиися Богородскаго уезда Параскевиевскей, что у речки Березовки, священник Петр Иванов Платонов с приходскими людьми по требованию благочиннаго учинили сей приговор в том, что приживающий по контракту при нашей церкви на церковной земле дворник деревни Горбачиха крестьянин Онисим Иванов занимая на нашей усадьбе вблизи церкви своим домом самое лучшее, а своим погребом самое возвышенное, сухое и твердое место, которое одобрил под новую каменную церковь Господин Архитектор Борисов и отец благочинный … онаго потребнаго места уступит для церкви… К сему приговору Параскевиевский, что у речки Березовки, священник Петр Иванов Платонов руку приложил. К сему приговору тоиже церкви диакон Иван Матфеев руку приложил. К сему приговору тоиже церкви дьячек Петр Иванов руку приложил. К сему приговору тоиже церкве пономарь Ефим Иванов руку приложил…» - также к сему мирскому приговору приложили руки церковный староста Симонов и множество крестьян из Горбачихи, Савостьянова, Большого Кишнева, Юрькина (так в документе), Малинова (ЦИАМ, ф. 203, оп. 256, д.13, лл.5-6-об.). Так началось строительство каменного трехпрестольного храма в Горбачихе на средства «доброхотных дателей». В «Ведомости о церкви святыя мученицы Параскевы, состоящей Богородскаго уезда, у речки Березовки за 1897 год» сказано, что церковь «построена 1849 года тщанием прихожан» (ЦИАМ, ф. 2127, оп.1, д. 162, л.1). В «тщание прихожан» входят и народные рубли и копейки, и предполагаемые тысячи купцов Зимина и Кондакова. колокольня Через 10 лет после инициирования дела каменная трехпрестольная церковь была возведена. Главный престол был освящен в честь Пресвятой Троицы, боковые в трапезной – в память мученицы Параскевы и Рождества Божией Матери. Но выстроенный храм отличался от того, каким мы еще можем видеть его сейчас: трапезная была меньше, колокольня ниже, и стояла она, соответственно, ближе к прежней трапезной. К 1886 году эти два обстоятельства стали создавать определенные проблемы: храм с трудом мог вмещать в себя прихожан из окрестных деревень, которые, кроме того, порой не слышат колокольного звона, созывающего к службе, поскольку колокола подвешены низко, как об этом говорится в официальных бумагах. В итоге пятиоконная трапезная «была приложена на три окна», возведена новая высокая колокольня, которая была соединена с трапезной теплой галереей, причем предусматривалось, в случае надобности, дальнейшее расширение трапезной за счет этой самой галереи. хор храма О штате духовенства Троицкого храма сообщает церковная ведомость: «Причта положено издавна: один священник, дьячок и пономарь. В 1779 году прибавлен диакон, в 1873 году диаконская вакансия была прикрыта. В 1874 году диакон определен по приговору прихожан, по которому и получал по 10 коп. с каждой ревизской души и пользовался из общей кружки по равной с причетниками доле, а в 1885 году утвержден в штатнаго диакона указом М.Д.К. за № 1811. В 1896 году открыта вторая штатная священническая вакансия». духовенство В начале 20 века в храме служили: настоятель протоиерей Михаил Воронцов, при советской власти перешедший в «обновленцы», священник Василий Архангельский, расстрелянный в 1937 году, диакон Андрей Морозов, псаломщик Иван Карпов. Обращаясь к послереволюционному периоду существования Свято-Троицкого горбачихинского храма, видим, что официально до своего перехода в обновленчество в 1926 году настоятелем оставался Михаил Воронцов. Надо полагать, он, с согласия советской власти, какое-то время продолжал им оставаться и далее, поскольку следующий настоятель, священномученик Сергий Скворцов, получил этот сан в 1933 г. В тридцатых годах с храма сняли колокола, в 1937 арестовали о. Сергия (умер в ссылке в лагере) и о. Василия Архангельского (расстрелян). При храме оставался о. диакон - Павел Фелицын. В 1941 году он был рукоположен во священника к Троицкому храму, но райсовет его не утвердил (была такая практика) ввиду закрытия храма, который накануне войны хотели использовать под инкубаторную станцию. О. Павел был призван на трудовой фронт, затем, к 1943\44 г. он возвращается в открывшийся храм вторым священником, и службы возобновляются. Имя настоятеля того времени нам, к сожалению, неизвестно. В 1949 году о. Павел стал последним настоятелем Троицкого храма до его закрытия и разорения. Известно, что в период от открытия храма в войну до его закрытия в 1953 там служили священники Николай Качаев и Ювеналий Церерин, переведенный в Богородицерождественский храм села Нестерово, диакон, а затем священник Михаил Нестеров и диакон Александр Преображенский.
так выглядел храм до закрытия. После смерти Сталина Троицкий красавец-храм был обречен на медленное уничтожение. Исчерпывающий отчет об агонии параскевиевского прихода хранится в Центральном Государственном Архиве Московской Области (ЦГАМО). Еще и месяца не прошло со смерти Сталина, как адская машина гонений на Церковь вновь пришла в действие. «Исх. № 2\4429. 3 IV 1953. Сов. секретно. Председателю Московского исполнительного комитета депутатов трудящихся тов. Волкову А.П. В Орехово-Зуевском районе Московской области, между объектами, строящимися войсковым подразделением, находится Дрезненская церковь «10 пятница», кладбище и несколько домов, в которых проживает персонал, обслуживающий церковь и кладбище. Расположение церкви и кладбище мешает технической работе строящихся объектов специального назначения. В связи с этим прошу Вас срочно рассмотреть вопрос о возможности закрытия Дрезненской церкви и кладбища при ней или переводе их в другое место Орехово-Зуевского района. 3-й Гл. Упр. В.Рябиков. Секретный отдел Мособлсовета. Вх. № 00535, 4 IV 1953.» Вскоре Мособлсовет выдал следующее решение: «Сов. секретно. Решение от 27 апреля 1953 года № 00478\15. О закрытии церкви и кладбища на погосте «10 пятница», гор. Дрезны, Орехово-Зуевского района. Принимая во внимание, что территория погоста «10 Пятница», гор. Дрезны передана 3-му Главному Управлению при Совете Министров СССР для строительства спецобъекта, а поэтому Исполком Мособлсовета решил: 1. Закрыть действующую церковь, расположенную на территории погоста «10 Пятница», гор. Дрезны без предоставления общине верующих другого церковного здания. 2. Обязать Уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при Совете министров СССР по гор. Москве и Московской области (тов. Трушина) в десятидневный срок снять с регистрации общину верующих церкви погоста «10 Пятница». 3. Обязать исполком Орехово-Зуевского райсовета (тов. Смирнова) а) при закрытии церкви с предметами религиозного культа, находящимися в распоряжении общины верующих поступать согласно Положения «О порядке учета и использования национализированного, конфискованного, выморочного и бесхозного имущества», утвержденного постановлением СНК СССР от 17 апреля 1943 года № 404 и постановления СНК СССР от 30 июня 1944 года № 801 о дополнении ст. 5 указанного выше Положения; б) в месячный срок закрыть действующее кладбище на погосте «10 Пятница», с отводом участка для организации нового кладбища. Просить Совет по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР (тов. Карпова) дать согласие на закрытие церкви погоста «10 Пятница», гор. Дрезны, Орехово-Зуевского района. По получении согласия Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР считать настоящее решение вступившим в силу. Председатель Исполкома Мособлсовета А.Волков. Секретарь Исполкома Мособлсовета С.Горностаев». Обратим внимание на фразу «без предоставления общине верующих другого церковного здания». Позднее советская власть «смилостивилась» и «выменяла» в принудительном порядке, разумеется, Троицкую церковь на маленькую деревянную в Кабанове. Каменный храм был разорен; о его поистине царском убранстве мы можем судить лишь по нескольким старым фотографиям – а ведь когда-то это был самый богато украшенный храм изо всех, ныне входящих в Орехово-Зуевское благочиние. После гибели убранства настала очередь самого храма, многие части которого пошли «на кирпич»… Растащена трапезная, полуразобрана алтарная часть; исчезли и сопутствующие постройки – сторожка, часовня, ограда. Практически уничтожены находившиеся «в ограде храма» захоронения. К счастью, разобрать успели не все. Изменившаяся политическая обстановка и активность прихожан уже в конце 1990-х годов позволили вынести решение о возрождении Троицкого прихода. В 2000 г. он был официально зарегистрирован, начались восстановительные работы. Старый храм постепенно возвращается к жизни. Во многом процесс возрождения Троицкого храма зависит и от нас с вами, современников. Мы надеемся, что сочетание доброй воли к святому деянию, жертвенности и грамотного проекта ремонтно-восстановительных работ, отвечающего принципам наибольшей сохранности частей старого архитектурного памятника и наиболее тщательного восстановления утраченных частей согласно старым чертежам и проекту в целом приведет к возрождению святыни. Е.В. Старшов. Историк-краевед.
Храмы Орехово-Зуевского района Раздел подготовлен с использованием материалов Орехово-Зуевского благочиния |
| ||||