Управление культуры, спорта и молодежи администрации
|
В. Н. Алексеев, В. С. Лизунов. Моя Малая Родина. Край Орехово-Зуевский. Руководство по краеведению
ГЛАВА 15
СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ПАЛЕСТИНА
ДОРОГИ, СВЯЗЬ, ПРОСВЕЩЕНИЕ И МЕДИЦИНА В ГУСЛИЦАХ В XIX ВЕКЕ
Дороги в Гуслицах были очень плохими. Извилистые, бесконечные гати через болотистые земли и заливы речки Гуслицы. За гатями в лесу колеса телег и тарантасов проваливались в песок, их варварски встряхивало на обнаженных корнях деревьев. Через Гуслицы проходили две дороги: из Богородска в Бронницу и из Москвы в Касимов. Последняя была лучшего качества, но и по ней редко проезжали порядочные экипажи. Обычно встречались обозы с хмелем, реже - кибитки, набитые купцами, дремавшими на ситцевых подушках. По краям дороги плелись с дубинками оборванные мужики-бродяги и странники - старообрядческие толковники в черных подрясниках с кошелями через плечо, наполненными церковными книгами.
Гуслицы были слишком отдалены от Москвы и находились в глуши. Ближайшая железнодорожная станция Егорьевская отстояла от центра Гуслиц - Ильинского погоста, на 12 верст, а станция Конобеевская - на 18 верст. Коммерсанты пользовались в основном Конобеевской станцией, а Егорьевской только во время распутицы, так как попасть на Конобеевскую станцию в это время было трудно.
"Гуслицы - это единственный край в России, где население поголовно грамотно и не представляет из себя типичной русской глухой провинции", - писал старообрядческий церковный деятель И. Кириллов. Время возникновения гуслицких школ относится к глубокой старине, когда и в помине не было земских просветительских учреждений. Их организовывали в скитах. Там же действовали канцелярии, в которых переписчики производили точную копировку древних книг, изданных при пяти первых русских патриархах. При школах существовали обширные библиотеки рукописных книг. Эти "нелегальные" школы принесли много пользы гуслицкому населению. В 1880 г . старообрядцем Новиковым в селе Кудыкино была открыта школа без различия вероисповедания. Существовали и так называемые "подвижные школы". Учитель с необходимыми учебниками переходил из деревни в деревню: год - в одной, год - в другой.
Только благодаря влиянию фабриканта Викулы Морозова в деревне Ионово существовала единственная в России легальная старообрядческая школа. Она была открыта 1 октября 1880 г. Писатель А. Пругавин об этом пишет: "Крестьянин деревни Зуевой старообрядец Роман Зиновьевич Дмитриев открыл в соседней деревне Ионовой превосходную школу на 50 мальчиков. Обучение в школе отличается полнейшей веротерпимостью, что доказывает разнообразный выбор учебных пособий, которыми в изобилии снабжена школа. Вместе со старинными Псалтырями и Часовниками в школе имеются подобные же книги новейших изданий... Преподавание в школе было поручено учителю-старообрядцу из местных крестьян, которому назначено жалование 25 рублей в месяц. Дети беднейших старообрядцев находят для себя все готовое: книги, бумагу, перья, учебники... Видное место в обучении занимает каллиграфия. Желающим преподается древнецерковное пение, с которым основательно знаком преподаватель школы А.П.Гусев... Богатые фабриканты-старообрядцы В.Е.Морозов, Зимины, госпожа Морозова немало содействовали Р.З.Дмитриеву в открытии этой школы. Сельский староста деревни Ионовой предложил для школы собственный очень просторный дом. Местные власти не оставляли школу в покое, она подвергалась опале со стороны полиции. В день открытия школы после молебна со словом к собравшимся обратился крестьянин из соседнего села Кабанова Иван Иванович Зыков, известный защитник старообрядчества..."
Как и везде в России, учитель в Гуслицах зависел от попа, урядника, старшины и земского начальства. Его оклад в месяц составлял 15-20 рублей. До 1914 г . на два уезда был один инспектор земских, фабричных, церковно-приходских и других школ. На просветительскую деятельность старообрядцев полиция и православное духовенство смотрели как на пропаганду раскола.
Заезжие в Гуслицы корреспонденты отмечали, что "не рябое лицо здесь встретить трудно". В этом краю долгие годы процветала оспа, а медицина бездействовала, была сдана на попечение фельдшера. Он был в Гуслицах и аптекарем, и уездным врачом, наблюдал за лечебным пунктом, живя от него за 65 верст. Фельдшер приезжал в лечебный пункт только при вызове судебным следователем. При лечебном пункте не было ни одной кровати. Больные от всех болезней лечились сами и чаще всего травками, а также с помощью бабок, кровопусканий, ставкой горшков с гущей на живот и тому подобное. При серьезных болезнях как богатые, так и бедные беспомощно умирали в своих селениях с горшками с гущей на брюхе, утешаемые духовными особами.
Сельские избирательные съезды проходили в Гуслицах под большим давлением мировых посредников. Показательным в этом плане был съезд в селе Запонорье в 1874 г ., на котором методом выкручивания рук съехавшимся выборщикам из Дороховской, Беззубовской и Запонорской волостей мировой посредник из Москвы настоял на выборе в гласные нужных ему и властям лиц, неких Ламакина и Филиппова.
Cодержание | ПРОМЫСЛЫ В ГУСЛИЦАХ
|
Ближайшие мероприятия
|
Приглашаем
|
|
|