Управление культуры, спорта и молодежи администрации
|
В. Н. Алексеев, В. С. Лизунов. Моя Малая Родина. Край Орехово-Зуевский. Руководство по краеведению
ГЛАВА 12
НАЗВАНИЯ НА КАРТЕ
Современное устройство России очень сильно отличается от того ее состояния, в котором страна пребывала в прошлые века. Тем не менее, многие признаки прежней жизни народа еще сохраняется до сих пор в разговорной речи, песнях, обрядах, устройстве быта, географических названиях, типах населенных пунктов и т. д.
Испокон веков наша страна являлась страной земледелия, а ее жители в большинстве своем "кормились от земли", то есть возделывали землю. Поскольку основная часть народа и проживала на этой возделываемой земле, то населенные пункты на Руси были преимущественно сельскими. В прежние времена типы подобных поселений отличались большим разнообразием. Их названия отражали в себе и образ жизни народа, и богатство его языка.
В русском языке постоянное, основательно проживание на каком-либо месте определялось, главным образом, глаголами "селить", "сажать", и их производными. От этих слов образовались и названия существовавших на Руси населенных пунктов, а также названия их жителей.
Прежде всего, существовало обобщающее слово "селение", обозначавшее заселенное место вообще, совокупность крестьянских дворов без церкви. Крестьянин - житель селения назывался селянином, а крестьянок именовали селянками. (Последнее слово вошло в русский язык и в значении "горячая похлебка с мясом, капустой, луком и огурцами").
В современном языке "селение" может рассматриваться в качестве синонима "деревни", однако несколько веков назад под словом "селение" скрывалось множество типов сельских поселений.
Однокоренным с глаголом "селить", то есть сажать оседло, обзаведясь домом и хозяйством, является слово "село", обозначающее заселенное крестьянами и имеющее церковь место. Как правило, села являлись центрами хозяйственной, а благодаря своей церкви еще и церковной жизни округи. Здесь проводились ярмарки, крупные крестьянские сходы. Православные жители села и окрестных деревень образовывали так называемый приход сельской церкви. В XV -Х VI вв. села были невелики и чаще всего насчитывали всего 15-30 дворов.
Наличие церкви для статуса села считалось обязательным условием, а вот количество крестьянских дворов и население села особой роли при этом не играли. Наряду с очень крупными селами существовали и такие, где возле храма располагалось всего несколько домов священно- и церковнослужителей. Для подобных случаев использовалось особое название "поповское село".
В некоторых случаях в селах сосуществовали две церкви (не считая стоявших иногда при сельских кладбищах кладбищенских церквей). Такое селение в некоторых губерниях могло получить название "селище". В Малороссии и Новороссии было принято называть селом любое сельское поселение.
Слово "сельцо" в применении к типу поселений являлось не уменьшительным к "селу", а значило селение, в котором стоял барский (господский, помещичий) дом. Небольшое селение могло называться поселком (отсюда - поселянин, поселянка), а запустелое, разоренное или покинутое село - "пустосельем".
Основным типом поселений на Руси были деревни, то есть селения, состоящие из изб сельских жителей, но лишенные и церкви и господского дома. Впоследствии в деревнях стали появляться часовни - небольшие сооружения с иконами, но без алтаря, возле или внутри которых совершались церковные службы. В средние века деревни, как и села, не были большими: в XVI в. они имели в среднем 3-8 дворов. Полагают, что слово "деревня" произведено от глагола "драть", то есть "пахать лесную дерновину". Первоначально "деревня" и означала место, очищенное от леса для пашни. В XVI в. деревней назывался участок земли с одним двором или несколькими дворами при распахиваемой земле. Причем говорили "жить на деревне", а не "жить в деревне". Было и существительное "дерть", то есть "новь, целина". Позднее слово "деревня" стало означать крестьянский двор с разодранной из-под леса пашней.
Земледелие на Руси основывалось на выжигании и вырубании леса и последующей расчистке земли под пашню. Небольшие поселения в таких местах назывались починками, от глагола "почать", то есть начинать. Обычно в починках было 1-3 двора. В отличие от деревни починки не вносились в налоговые списки, а их жители не облагались податями.
Немало слов, относящихся к типам населенных пунктов, образовалось от глагола "сажать". Так, "усад" означал крестьянский двор, а "усадебка" - однодворок, одиночное поселение, хутор. Соответственно, жителей усадебок называли усадебниками и усадебницами.
Слово "посад" имело несколько смыслов. В некоторых местностях Владимирской губернии так называли дома или избы, стоящие в один ряд (в один порядок). Могли говорить: "улица в два посада".
Гораздо чаще, особенно на севере, под "посадом" понимали город вообще, противоположность селу и деревне или посадом считали оседлое поселение вне города либо крепости. В последнем случае посад оказывался отчасти синонимом словам "предместье", "слобода". В ближайшей к нам округе слово "посад" сохранилось в названии города Павловский Посад.
Промежуточное положение между посадом и селом занимало "местечко" - большое селение городского типа. Это слово было обычным в Малороссии, в Белоруссии, Польше и в пограничных с ними российских губерниях. В виде исключения оно встречалось и в центральной России. Так вокруг фабрик купцов Морозовых во 2-й половине прошлого века родилось поселение рабочих под названием "местечко Никольское". Оно дало название "Никольской мануфактуре Морозовых", а впоследствии стало составной частью города Орехово-Зуево. В конце прошлого века местечком называлось и Дулево - поселение вокруг фарфорового завода Кузнецова с населением в 1895 г . в 1600 жителей.
Разумеется, селения не оставались неизменными. Они могли расширяться, разделяться на части, переноситься на новые места. Все это находило отражение в языке.
Возникающее рядом с селом или городом (посадом) пригородное селение именовалось в народе "слободой" или "слободкой". Часто к слову "слобода" добавлялось определение, указывающее на то, кем это поселение образовано, например, пригородная улица ямщиков именовалась "Ямской слободой", а улица отставных солдат - "Солдатской слободой". Существовали Стрелецкие, Торговые, Ремесленные, Монастырские слободы.
Исходно слободами называли поселения, основанные на предоставлении поселенцам разных льгот и выгод, то есть "свобод", отчего и появилось само слово "слобода".
В некоторых случаях "слобода" обозначала "большое село с двумя и более церквями, торгом и ярмаркой". По-видимому, такой тип селения возникал вследствие первоначального отделения от села слободы, появления в ней церкви и последующего слияния слободы с породившим ее селом.
"Слобода" вообще означала поселение, отделенное от другого, первоначального поселения, будь то ряд стоящих на отшибе домов или целое село возле города. Существовали выражения "слободская церковь", "слободской народ", "слободчане". В некоторых случаях слободы отделялись от посада речками, ручьями, оврагами и другими естественными препятствиями. Так и пели в песнях: "Как за реченькой слободушка стоит". Именно такая "Заречная слобода" существовала в городе Покров Владимирской области за речкой Шиткой. В старом селе Зуево существовал порядок домов с названием "Слободка" (Ныне примерно по нему проходит улица Урицкого).
Заброшенные угодья (поля, пасеки), а также оставленные людьми селения назывались пустошами. Пустоши имели владельцев и собственные названия, часто сохраняющие в себе прежнее название селения или имя владельца. Когда от прежнего селения оставались лишь следы разрушенных печей, это место называлось печище.
В целом, множество типов сельских поселений на Руси отражало собой многообразие экономических взаимоотношений между различными сословиями. В средние века таких сословий существовало достаточно много. Только среди сельского населения были известны смерды, сироты, крестьяне, миряне, изгои, рядовичи, кмети, вотчичи, люди, бобыли и др.
В писцовых книгах и других документах, касающихся истории нашего края, наиболее часто встречаются крестьяне и бобыли, причем последнее слово не означало одинокого бессемейного человека, как это принято сейчас. В Х V -Х VII вв. слово "бобыль" означало земледельца, взявшего участок, еще не внесенный в писцовые книги, часто еще не распаханный и потому, в отличие от крестьянина, плативший государству очень скромный оброк. Кроме того, были и безземельные бобыли, бобыли-ремесленники, бобыли-торговцы. Иногда бобылей брали обрабатывать барскую пашню, и они обходились хозяину дешевле крестьянина. Известны случаи, когда обедневшие крестьяне просили у властей принять их в бобыли вместе с женами и детьми, чтобы совсем не погибнуть. Бобыльство было одним из состояний феодальной зависимости, дававшее бобылю несколько больше свобод по сравнению с крестьянином.
* * *
Одним из интереснейших направлений в краеведении являются исследования по топонимике - науке, изучающей географические названия. (Слово "топонимика" образовано от греческих слов "топос" - место и "онома" - имя". Действительно, каждое место на земле интересно не только своей историей, но и своим именем или названием. Более того, очень часто географическое название (топоним) оказывается тесно связанным с историческими фактами, дополняет их.
Как и всякая наука, топонимика требует самого серьезного подхода к изучаемому предмету. При этом некоторые, на первый взгляд совсем простые факты требуют для своего объяснения весьма долгих исследований. Например, название деревень Зайцево и Грибово происходит вовсе не оттого, что в этой местности когда-то обитало много зайцев или росло много грибов, а от древних мужских имен Заяц и Гриб. Название деревни Омутищи означает не "омут ищи", как считают местные жители, а "очень большой омут".
Подходя к объяснению какого-либо топонима, следует помнить о некоторых закономерностях, наблюдающихся в истории географических названий.
Во-первых, многие из названий возникли очень и очень давно и своими корнями уходят либо в древнеславянские языки или в языки других народов. Поэтому, если топоним кажется сходным с каким-то современным словом, это еще не означает их смыслового родства. Так, село Караваево в соседнем с нами Петушинском районе не имеет ничего общего с круглым хлебом-караваем, а образовано от фамилии его владельцев Кузьминых-Караваевых.
Во-вторых, значительная часть топонимов (особенно древних) дошла до нас с искажениями, возникшими или вследствие ошибок в написании или в результате переосмысления людьми непонятного для них слова или по причине упрощения произношения. Например, в Сергиев-Посадском районе Московской области лежит озеро Торбеево, на берегу которого богомольцы якобы сбрасывали торбы (дорожные сумы), и отдыхали на подходе к Свято-Троице-Сергиевой лавре. В действительности же, озеро названо от мужского имени Тарбей, которое носил владелец стоящего на берегу села, и прежде называлось, конечно, Тарбеево. Деревня нашего района Сермино прежде называлась Семериной, Беливо - Беляевым, а Хотеичи - Хотевичами.
В-третьих, необходимо помнить, что в народе часто существуют очень красивые, похожие на правду легенды о названии того или иного селения, водоема, холма и т. п. Эти легенды говорят о небезразличии людей к прошлому своей земли и об их желании всячески украсить окружающий мир, но к ним следует подходить с большой долей осторожности. Обычными, например, являются рассказы о церквях, будто бы стоявших на озерных островах и потом вместе с островами ушедшими под воду. Этим народ объясняет название озер Святое, Святец, Свято, хотя, разумеется, острова с церквями здесь никогда не тонули. В деревне Цаплино рассказывают о болоте с цаплями, на которых будто бы охотился царь Петр 1, хотя название возникло от мужского имени-прозвища Чапля и первоначально писалось "Чаплино".
Наконец, найдя кажущееся приемлемым объяснение какому-либо топониму, следует поинтересоваться, нет ли подобных названий в других местностях, и подходит ли к ним найденное объяснение. Например, легенда о том, что название современного города Петушки связано с петушиным криком промышлявших на Владимирской дороге разбойников, вызывает недоверие, когда узнаешь о существовании деревень с таким названием в Московской, Смоленской, Орловской областях, а также о топонимах Петухи, Петуховка, Петушиха, Петухов, Петушков.
Топонимика нашего района еще ждет своих исследователей. В этой же главе мы только попытаемся изложить некоторые основные соображения в этой области краеведения.
ГИДРОНИМЫ. Гидронимами именуют названия рек, озер, ручьев и всех прочих водоемов. Их обычно гораздо меньше, чем названий населенных пунктов, но, с другой стороны, они, как правило, гораздо древнее и потому значительно интереснее для изучения.
Прежде всего, очень яркую и древнюю группы гидронимов составляют названия финно-угорского происхождения, которые славяне заимствовали у местных племен (в нашем случае, скорее всего, у мери и мещеры). Можно полагать, что при этом наши предки могли даже понимать смысл этих названий, что для нас почти невозможно. Финно-угорских гидронимов очень много в соседней Владимирской области: Пекша, Ворша, Колокша, Сопша, Шерна, Шорна, Ушма, Нерль, Шередарь, Мергель и т.д. В нашем районе к ним относятся названия Клязьма, Киржач, Мерская (ныне Нерская), возможно также Дрезна и Дроздна (ныне Черная речка). Остальные речки и ручьи имеют славянские или кажущиеся славянскими названия: Дубна, Мысовка, Сафрониха, Вырка (прежнее Выдровка), Вольная, Околица, Шувойка (прежнее Шувайка), Гуслица (прежнее Гуслеця), Оботь, Понорь, Десна, Боронка, Силенка, Тетерка, Сеченка.
Такое явное преобладание славянских гидронимов объясняется и более ранним их появлением на Московской Руси и относительно небольшой длиной наших речек: маленькую речку всегда легче переименовать, чем большую. А то, что до славян все наши реки имели финно-угорские названия, можно считать несомненным.
Не просто объяснить происхождение даже славянских гидронимов. Наиболее понятными (то есть "прозрачными", как говорят топонимисты) кажутся названия Дубна (Дубенка) и Околица. Первая в нижнем течении протекает по редким для нашей местности дубравам, а вторая - по окраине древнего Ильинского погоста. Остальные же названия вполне могут оказаться не такими простыми, как кажутся первоначально.
Поскольку озера переименовать легче, чем реки, то большинство из них имеют славянские и вполне понятные названия. В нашем крае такие названия имеют озера Исааковское, Жаркое, Горбатое, Пирютинское (от названия деревни Пирютино), Острец, Озерец, Дорогалевское (от названия деревни Дорогали), Черное, Белое (последние два названы, видимо, за цвет своей воды) и другие. Тем не менее, можно утверждать, что, подобно рекам, в давние времена наши озера имели непонятные нам финно-угорские названия. Такие примеры до сих пор сохраняются в самых малонаселенных районах Владимирской области, где есть озера с названиями Кшара, Печхар, Санхар, Юхор, Питкер, Суехра и т.п.
Отдельного внимания заслуживает название находящегося в черте города Орехово-Зуево и хорошо известного горожанам озера Исааковского. Как уже указывалось, на его берегу находился древний погост, а само озеро в переписных книгах XVI в. называлось "озеро Исаково". Очевидно, что его название образовано от имени Исак (в более позднем написании Исаак) , а не Исаакий, и потому принятое написание "Исаакиевское" неверно.
ОЙКОНИМЫ. Слово "ойконимы" в топонимике обозначает названия населенных пунктов. В настоящее время на территории района находится более 160 таковых мест. Большинство из них - относительно древние села и деревни, существовавшие уже в XVI - XVII вв. Финно-угорских названий они не имеют, однако и славянские далеко не всегда хорошо понятны.
Говоря о названии сел и деревень, следует иметь в виду, что несколько столетий назад существовали вполне определенные правила их названия. Села обычно называли по названию их храмов (Покровское, Знаменское, Успенское, Троицкое, Андреевское) или владельцев. Деревни же получали "имена" как от владельцев, так и от имен проживавших в них крестьян, причем деревни в один или два дома были тогда не редки.
Первоначально, названия деревень писались в родительном падеже, что указывало на принадлежность селения к тому или иному лицу. Например, деревня Зуева, деревня Нестерова. Лишь впоследствии названия деревень стали оканчиваться на "о": Зуево, Нестерово.
Название населенного пункта образовывалось от имени человека (в преобладающем большинстве - мужского) с добавлением словообразующего суффиксов "-ов", "-ев" или "-ин" и окончания "а". Так появились названия "Анциферово (от имени Онцыфор), Филиппово, Федорово, Нестерово, Васютино, Титово, Аринино, Минино, Костино, Давыдово, Юркино, Глебово, Яковлево, Тимонино и др. В некоторых случаях ойконимы образовывались при помощи суффиксов "-к" или "-их", что более характерно для южных областей. В нашем районе таким путем возникли топонимы Абрамовка, Степановы, Новониколаевка, Селиваниха.
Существуют названия деревень и с окончаниями "-овская": Яковлевская (ныне Яковлево), Давыдовская, Максимовская, Алексеевская, Стенинская.
Особую, относительно древнюю категорию названий составляют ойконимы, образованные не от церковнославянских, а от нехристианских имен и кличек, существовавших в России, по крайней мере, до XVIII столетия. Именно такие названия чаще всего уводят в сторону начинающих исследователей. В словаре таких прозвищ, составленном академиком С.Б.Веселовским, можно обнаружить имена, вошедшие в названия наших деревень. Так, существовали личные мужские имена-прозвища Щербина (деревня Щербинино, прежде Щербинина), Кур (деревня Курова, затем Куровская и город Куровское) , Трус (деревня Трусово), Чапля (деревня Цаплино, прежде Чаплина), Острец (озеро Острец), Перепеча (деревня Перепечино возле станции Покров), Гридя (деревня Гридино).
Также от личных нехристианских имен Зуй и Орех (оба были широко распространены по северо-востоку Руси) были образованы названия Зуево и Орехово, ныне ставшие названием одного города. Волочек Зуев был известен еще в начале XIII в. Что касается речного зуйка (единственного вида зуйков, который может обитать в наших краях), то эта маленькая птичка довольно редка, малочисленна и встречается на песчаных пляжах и островах рек в количестве, примерно, 1-3 пар на 10 километров . Маловероятно, что ее название вообще было знакомо людям того времени. Также сомнительным кажется и произрастание орешника на низком правом берегу Клязьмы в районе современного города Орехово-Зуево. Хорошо известно, что в наших краях орешник растет преимущественно в дубравах, на достаточно возвышенных местах. Между тем, правый "ореховский" берег Клязьмы очень низок, и еще в нашем веке во время половодий все Орехово и Никольское затоплялись полой водой.
Главным же доводом в пользу происхождения топонимов Зуево и Орехово является то, что в средние века названия поселений в большинстве случаев образовывались исключительно от имен их жителей или владельцев.
Кажутся "прозрачными" названия деревень Заволенье (за рекой Вольной), Запонорье (за рекой Понорь), Гора (стоит на высоком месте), Подболотье (старое название деревни Мануйлово), Большая и Малая Дубна (расположены по реке Дубне), Дрезна (на реке Дрезне).
Суффикс "-ищ" и окончание "-и" (например, село Слободищи) , вероятно, заменило собой более раннее "-ище", что отражало большую величину чего-либо (сравните: кулачище, мужичище, чудовище). Так что Слободище можно перевести как "большая слобода". Сходно с ним и название деревни Деревнищи, но корень этого слова восходит к мужскому нехристианскому имени Деревня (в Ярославской области известна, например, деревня Деревни).
К сожалению, топонимы умирают с исчезновением своих поселений. Так, например, не сохранилось название местечка Никольского - центра Морозовских мануфактур, главной из трех составных частей новообразованного города Орехово-Зуево. Исчезли Крестовоздвиженский погост (район Подгорной фабрики) и соседняя с ним деревня Алексунино. Нет больше деревни Пирютиной.
МИКРОТОПОНИМЫ. Микротопонимами называют обычно не указываемые на картах названия урочищ, болот, лесов, лугов, покосов, уголков города или села. Эти названия необычайно ценны как образцы местных говоров и словообразований, а также как свидетели прошлой истории края. Часто только микротопоним и указывает на место, где прежде была деревня или какое-то здание в городе.
В качестве примеров микротопонимов можно привести урочище Прокудин бор возле деревни Воинова Гора (от прежней деревни Прокудино или от фамилии Прокудиных-Горских), Монастырская поляна возле Орехово-Зуева (действительно, место бывшего монастыря), Черная сторожка (дом лесника у Черной речки, притока Вырки) и т.д. Микротопонимами города Орехово-Зуево являются названия магазинов (Серый, Красный, Второй, Пятый, Седьмой, Девятый, Двадцатый, Сотый, Ходин), микрорайонов (Ходынка, Зиминка), озер (Песчанка, Плешка, Амазонка).
В каждом населенном пункте непременно существует множество микротопонимов, которыми пользуются местные жители или которые помнят, по крайней мере, старожилы. Поиски и сохранение таких названий - одна из важнейших и неотложных задача краеведения.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Архив РАН. Ф. 620 (академика С.Б.Веселовского). Оп. 1. Ед. хр. 59. ("Русский ономастикон. Личные прозвища и фамилии в Северо-Восточной Руси до XVIII века")
Веселовский С. Б. Русский ономастикон. М., 1974.
Греков Б. Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII века. М.-Л., 1946.
Тупиков Н . М. Словарь древнерусских личных собственных имен. СПб., 1903.
Cодержание | СВЯЩЕННАЯ ДЛЯ РУССКОГО ВОЙНА
Захарова О.А. Топонимика в этноэкологических исследованиях — М.: Лесная страна, 2009. — 56 с. — ISBN 978-5-91505-016-1 Топонимика зачастую воспринимается как одно из наиболее легких и простых краеведческих занятий. Следствием этого является возникновение совершенно фантастических версий как собственно истории возникновения названий, так и истории местности в целом. Однако топонимика — это отдельная серьёзная наука, со своими методами и законами. Для этноэкологических исследований данные топонимики весьма важны, так как помогают выявить историю хозяйственного освоения территории, этнический состав, природные условия, род занятий, культурные установки населения. Предлагаемое издание в краткой форме знакомит с основными приемами работы в области топонимических исследований. Для педагогов, краеведов и широкого круга читателей
|
Ближайшие мероприятия
|
Приглашаем
|
|
|