Туризм в Орехово-Зуевском районе
Сайт поддерживается в рамках деятельности АУ ЦГПВМ "Спектр"
Московская область, Орехово-Зуевский район, г.Ликино-Дулёво;
тел./факс: (496) 414-71-61, e-mail: centrturist@mail.ru
Новости

Что посмотреть?

Экскурсии

Музеи

Автобусные туры

Конференции, слёты, выставки

Библиотека, методики, документы

Сувениры




Управление культуры, спорта и молодежи администрации

ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны





В. Н. Алексеев, В. С. Лизунов.
Моя Малая Родина. Край Орехово-Зуевский. Руководство по краеведению

ГЛАВА 11

ВЕЛИКОКНЯЖЕСКИЕ ВОЛОСТИ, СЕЛА И ПОГОСТЫ

В Древней Руси семьи великих и удельных князей, приближенные и дружина князя содержались за счет дани, которой облагалось все принадлежащее князю население и которую собирали сами князья во время своих регулярных походов "в полюдье". Однако, увеличение территорий княжеств заставило отказаться от личного участия князя в сборе дани.

Княжества стали разделять на небольшие по территории участки-полости, а для сбора дани с волости выделяли особых княжеских слуг-волостелей. "Волость" и "волостель" - слова, однокоренные со словом "власть", которое в древне-славянском языке означало не только "право сильного", но и самое "начальство", то есть "власти". Действуя от имени князя, волостель творил суд и ведал административными делами своей территории, а также "кормился" за счет ее населения.

Так в жалованной грамоте от 1 марта 1436 г . (6944-го года от сотворения мира) великого московского князя Василия Васильевича II (Темного) Богородицкому монастырю на Воиновой горе (чуть ниже по течению Клязьмы от Орехово-Зуева) все права управления передаются от Аргуновского волостеля к игумену монастыря (село Аргуново располагалось по реке Киржач, примерно в 10 верстах от Воиновогорского монастыря):

"А волостели мои Аргуновские и их тиуны в ту деревню к тутошним людям к старожильцем и к пришлым к окупленым не высылают ни по что, ни судят их ни в чем оприч душегубства. А ведает их и судит игумен Зиновей з братьею или кому прикажет".

Волости делились на государевы, боярские и церковные (монастырские). В свою очередь, государевы волости и земли подразделялись на дворцовые, приписанные ко дворцу как личная собственность государя, и черные, то есть пока не принадлежащие какому-либо владельцу.

Как административно-территориальные единицы волости существовали на Руси с XI в, а с XV в. волости, тяготевшие к какому-либо городу (иногда к селу), стали объединять в уезды. В последние века смысл слов "волость" и "уезд" уже отличался от первоначального, а с 1928-1930 гг. волости и уезды были окончательно отменены при замене уездно-волостной системы СССР на районную.

Время от времени волостель с дружинниками приезжал в заранее определенные места волости для сбора дани и осуществления судебных дел над окрестным населением. Такие места назывались станами и погостами, поскольку волостели останавливались здесь часто на несколько дней (как говорили прежде, "гостили"). Обычно погосты располагались на пересечении дорог, на реках, берегах озер, то есть всех тех местах, к которым было удобнее добраться как волостелям, так и окрестным жителям. Здесь же строились дома для "гостей", возводились церкви и часовни. В XIV - XV вв. станами стали называть и территорию, подсудную представителям княжеской власти.

В Древней Руси слово "погост" обозначало сельский податный округ или центр этого округа, то есть место, связанное со сбором податей. Первые погосты появились очень давно. В "Повести временных лет" сказано, что в 947 г . киевская княгиня Ольга в своем походе к Новгороду "устави по Мьсте повосты и дани и по Лузе - оброки и дани". (Мьста и Луза - названия рек Мсты и Луги). Однако, вероятнее всего предположить, что княгиня не устанавливала погосты, а просто брала их себе, застав погосты уже существующими.

В указанном значении слово "погост" встречается и в более поздних документах. Например, в жалованной грамоте рязанского князя Олега Ивановича ( XIV в.) одному из монастырей было передано "9 земель бортных и 5 погостов". Со временем на погостах появлялись подворья, кладбища у церквей, жилые дома и постоянные жители. Их так и называли - погощане.

Учитывая большое значение погостов в жизни государства, им давали "расширенные" по сравнению с селами и деревнями названия, позволявшие точно определить местонахождение каждого погоста. Как правило, погост именовался по названию стоявшего в нем храма с прибавлением какой-либо географической характеристики места, чаще всего названия реки, так как практически все погосты располагались на реках или речках. Совершенно одноименных погостов не существовало, а их названия были порой очень благозвучны. Например, "погост Никольский, что на Мху", "Ильинский погост в Муравьищах, у речки Шарны", "погост Уполозы на Клязьме".

Спустя несколько веков погосты перестали выполнять свое первоначальное предназначение, однако они сохранились в качестве одного из типов сельских поселений России. Одни из погостов так и остались малолюдными и превратились в уединенные сельские кладбища с церковью. Другие же выросли в более или менее крупные села. К сожалению, в наше время административной единицы "погост" не существует, и это слово может встретиться или в качестве синонима слову "кладбище", или в названии населенных пунктов (например, Ильинский погост).

Хотя сейчас погостов практически не осталось, они должны быть признаны одними из наиболее древних среди современных поселений в наших краях.

Крайними на востоке Московского княжества были волости Кунья (Куней), Вохна, Селна, Гуслица (старое название - Гуслеця). Территории этих волостей, а также владимирской Сенежской волости вошли в состав современного Орехово-Зуевского района, а смысл их названий, по-видимому, следует искать в древне-славянском языке. Так, слово "вохна" близко к древне-славянскому "воква", то есть "мокрота", а "селина", вероятно, является синонимом слова "место". Что касается слова "куны", то оно обозначало и зверька-куницу, и его мех, и деньги вообще. В переписных, межевых книгах и других документах XVII - XVIII вв. наряду с названными волостями указывался и Гуслицкий стан.

Волости Вохна и Кунья занимали северную часть нашего района, Селинская волость (Селна) - центральную, Сенежская - восточную, а Гуслицкая - южную. Название Вохна до сих пор сохраняется в названии реки Вохна и железнодорожной станции, предшествующей городу Павловскому Посаду. А о Гуслицкой волости нам напоминает река Гуслица.

Исстари, в восточных московских волостях по Клязьме, Нерской и их притокам добывался пушной зверь для великого князя: бобры, выдры, куницы, горностаи, белки. На всю Русь, например, славились так называемые "шувойские белки" , т.е. белки, водившиеся в лесах по берегам притока реки Гуслицы речки Шувое, да и по самой Гуслице. Шувойская белка считалась стандартом лучших беличьих мехов по всей Руси. А волость Вохна в XV в. была населена княжескими бобровниками, платившими дань мехами.

Частных владений на востоке княжества не было: волости целиком принадлежали московским князьям и назывались дворцовыми, княжескими, а с 1328 г ., когда московские князья получили великокняжескую власть, - великокняжескими. В духовных или договорных грамотах князей эти волости завещались или передавались целиком, без указания отдельных поселений. Вот почему названия наших сел и деревень появляются в письменных документах сравнительно поздно.

Впервые названия московских волостей Вохна, Селна, Гуслица упоминаются в духовной грамоте великого московского князя Ивана Даниловича Калиты (около 1339 г .), по которой эти и другие волости Калита отдавал своей супруге и детям: "А се даю княгини своей с меншими детми:... Вохна, Деиково раменье, Данилищова слободка, Машев, Селна, Гуслиця, Раменье, что было за княгинею". То, что волости отдавались "на прокормление", в грамотах подчеркивалось указаниями, что вместе с землями наследники получают и "бортницы" (пасеки) и "бобровники", и "мыты" (дани за проезд по земле) и "оброчники".

В духовной грамоте великого князя Дмитрия Ивановича (Донского) эти же волости в 1389 г. даны сыну князя Петру Дмитриевичу. По духовной грамоте великого князя Ивана Васильевича III ( 1504 г .) его сыну Андрею даны "волости Московские Селна, Гуслица, Загарье, Вохна, Кунеи". Еще раз эти волости указаны в меновой грамоте на город Звенигород между князем Владимиром Андреевичем Старицким и царем Иваном Васильевичем Грозным ( 1566 г .)

Вместе с волостями указано "да в Гуслице дворцовое ж село Богородтцкое, что было преж сего в поместных, и в вотчинных, и в черных землях". Речь шла о современной деревне Богородское, которая расположена на речке Вольной между Рудней-Никитским и Степановкой. Указанные волости и дворцовые села передавались "с приселки, и з деревнями, и с починки, и с оброчными землями, с пашнями, и с покосы, и с реками, и с озеры, и с рыбными ловлями, и с бобровыми гоны, и с перевесьи, и с бортными ухожаи, и с лесы с пашенными и с непашенными, и с болоты, и со всеми угодьи..."

Наконец, в духовной грамоте царя Ивана Грозного ( 1572 г .) сказано: "Да сыну же моему Ивану даю Замосковские волости, что были за дядею, за князем Андреем Ивановичем, и за сыном его, за князем Володимером Андреевичем, волостью Раменейцов, волостью Загарье, волость Кунье, волость Вохна, волость Ена, волость Гуслицы, волость Гжель, и с селы подъесными, которыя в тех волостях".

Таким образом, пробыв в собственности последнего удельного князя Владимира Андреевича Старицкого с 1566 до 1570 гг., наши земли вновь стали собственностью государя. (Старицкий князь Владимир Андреевич был убит по приказу царя в 1570 г .)

Однако через десять лет восточные земли Московского княжества приобрели нового хозяина. В 1582 г. Иоанн Грозный променял волость Вохну Троицкому монастырю (ныне Св.Троицко-Сергиева Лавра). Так центральные и северные земли нашего района попали в ведение Патриаршего Казенного Приказа и вошли в состав другой территориальной единицы - Вохонской десятины. Вохонская десятина включала в себя часть Московского уезда, расположенную от Рогожской заставы Москвы по обе стороны Владимирской дороги (территории будущих Богородского, Бронницкого и Московского уездов).

В XVIII в. перестала быть дворцовой и Гуслицкая волость. 17 февраля 1710 г . "великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич пожаловал князя Александра Даниловича Меншикова... в зачет взятых у него в Ингрии волостей, из своих государевых волостей дворцовую Гуслицкую волость со крестьяны и бобыли". С опалой князя Меншикова Гуслицкая волость была вновь приписана к дворцовому ведомству, а в 1728 г . пожалована действительному камергеру Степану Васильевичу Лопухину.

Что касается владимирской Сенежской волости, то своим названием она, видимо, обязана речке Сеньга, которая протекала по части волости и впадала в Клязьму чуть ниже по течению современного города Петушки. В среднем течении Сеньги находится проточное озеро с таким же названием, а на его берегу с давних пор располагалась деревня (впоследствии село) Сеньго-озеро. Существовал и особый стан с названием Сенег. В устье Сеньги тоже жили люди, там находился починок Сеньга-Лазаревка.

При образовании губерний Сенежская волость оказалась в южной части Покровского уезда Владимирской губернии. В настоящее время прежние сенежские земли располагаются в восточной части Орехово-Зуевского района, той, что прежде принадлежала Владимирской губернии. Условно западная граница Сенежской волости проходила по линии современного шоссе Орехово-Зуево - Ликино-Дулево и далее, примерно, по линии Язвищи-Запутное.

Происхождение слова "Сеньга" неясно, и по этому поводу существуют различные предположения. В свою очередь, непонятное смысловое значение порождает различные произношения: местные жители именуют реку (и озеро) Сеньга, Сеньго и даже Сенег с ударением как на первом, так и на втором слогах. Возможно, что "Сенега" является усеченным словом "Сенега". В пользу этого говорит название существовавшего здесь древнего стана Сенег. (Интересно, что рядом с городом Солнечногорском Московской области лежит озеро Сенежское).

Обширная территория Сенежской волости была населена людьми с очень давних времен. На берегах Сеньги открыты стоянки людей бронзового века, которые датируются III - II тысячелетиями до н.э. Древнерусские селища Х II -Х III вв. существовали на берегах озера Сеньга.

Сенежская волость издавна принадлежала московским и всея Руси митрополитам, а затем и патриархам. В июле 1411 г . в сенежских лесах скрывался от набега татарского царевича Талыча митрополит московский Фотий. Очень вероятно, что на берегу одного из сенежских озер был погребен священномученик Патрикий - ключарь Владимирского Успенского собора, не открывавший врагам двери храма и принявший от них мученическую смерть за веру 3 июля 1411г.

С упразднением патриаршества на Руси Сенежская волость стала собственностью священного Синода и называлась "синодальной". В XVIII в. в ее западной части (той, в которой располагался погост Ореховский с деревнями), кроме синодальных, существовали также вотчинные и помещичьи земли. Эта часть волости прозывалась "Возницыной (или Возминской) половиной" от фамилии вотчинников Возницыных, известных тем, что когда-то они пожаловали церкви на Ореховском погосте очень большой надел земли - 350 десятин (около 380 га ). Возницыным принадлежали некоторые деревушки к юго-востоку от погоста - Власово, Тимонино, Щетинино, Яковлево. Другая часть Сенежской волости, по речке Сеньге, называлась "Заболотской половиной".

В конце прошлого века часть Сенежской волости принадлежала Егорьевскому уезду Рязанской губернии.

* * *

Большинство из известных нам средневековых поселений на территории района представлено погостами и селами. В окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа значились следующие из них:

- погост на Исакове озере Вохонской волости с церковью Рождества Пресвятой Богородицы упоминался в 1585 г . как вотчина Троице-Сергиева монастыря. В Писцовых книгах XVI века указан "погост пуст на Исакове озере, а в нем церковь Рожество Пречистые Богородицы, без пенья, древена, клетцки; пашни церковные худ. земли 2 чети в поле... под тем же погостом озерко Исаково, а в нем рыба, щуки и окуни, ловят про себя вохонские крестьяня". Указанный погост располагался на берегу современного Исааковского озера, что расположено на северо-западной окраине г.Орехово-Зуево. (Название озера образовано от имени Исаак, а не Исаакий, поэтому принятое ныне написание "Исаакиевское" неверно). Упоминаемое "озерко Исаково" еще несколько десятилетий назад сохраняло в своем центре водную гладь, а в наши дни превратилось в болото, расположенное между Исааковским озером и роддомом. Легенды о кладбище на берегу Исааковского озера и об ушедшей под воду церкви до сих пор ходят среди жителей старого Зуева.

- Погост на Орехове впервые упоминается в писцовой книге "Письма и меры князя Василья Кропоткина, дьяка Игнатья Лукина и подьячего Афанасья Кувязева" 1647 г . как "Сенежской волости в Возминской половине погост на Орехове на реке на Клязме, а на погосте церковь великого Чудотворца Николы да церковная деревня Старая на Суходоле, а в ней двор поп Иван Прохоров да просвирница Дарица двор дьячек Микифорко Прохоров двор бобыль Степашко Терентиев двор бобылица вдова Матренка". Далее в тексте указывалась "деревня Емельяново на речке на Дроздне".

По другим источникам при погосте значилось: "сена по речке по Дроздне да подле Никольской заводи 10 копен…, да церковная ж пустошь Молостовская на суходоле" (пустошь находилась в 20-ти верстах от погоста).

Погост на Орехове со временем вырос в село Орехово, которое, в свою очередь, стало одним из слагаемых при образовании города Орехово-Зуево. Таким образом, первым словом в своем названии Орехово-Зуево обязано древнему погосту на Орехове.

В документах 1705 г . при погосте Николая Чудотворца, что на Орехове, значились "во дворе протопоп Анисим Малафеев у него диакон Алексий, во дворе дьячек Василий Яковлев, во дворе пономарь Степан Селиверстов, во дворе просвирня вдова Матрена Федоровская жена Кирилова".

Судя по планам 1772 г ., погост на Орехове располагался на правом берегу Клязьмы несколько ниже по течению от устья реки Дроздны (ныне речка Черная). По современным ориентирам Ореховский погост располагался, примерно, напротив автостоянки за привокзальной площадью, справа от шоссе, идущего к Ореховскому кладбищу.

- Погост Пятницкий, у речки Березовки в дворцовой Куньевской волости с "церковью Парасковеи мученицы, нарицаемыя Пятницы". Упоминается с 1628 г ., когда на нем уже стояла деревянная, исстари построенная церковь. Впоследствии возле Пятницкого погоста образовалось село Десятая Пятница, так как у погоста испокон веков на десятой неделе после Пасхи (во второе воскресенье после Троицы) ежегодно собирался торг местного значения. Располагавшийся возле деревни Горбачиха Пятницкий погост ныне соседствует с дачными участками, а его каменный храм осквернен и пребывает в руинах.

- Погост Лычев на речке Вырке в дворцовой Куньевской волости с церковью Рождества Пресвятой Богородицы. Упоминается с 1628 г . Иногда назывался "погостом Голвачевым". Нынешний каменный храм на месте этого погоста расположен на краю деревни Нестерово, а возле речки Вырки сохраняется колодец со святым источником Иоанна Предтечи.

- Погост Ильинский на речке Гуслице (в других книгах - на речке Поповке или Околице) в дворцовой Гуслицкой волости с деревянной церковью во имя пророка Илии с приделом Св. Николая Чудотворца. Упоминается с 1628 г . В 1676 г . на Ильинском погосте была построена еще одна деревянная церковь во честь Казанской иконы Пресвятой богородицы. При Ильинской церкви была "колокольница деревянная о семи углах, на ней 5 колокол". В 1742 г . на погосте стояли Ильинская и Никольская церкви. Ныне погост вырос в крупный населенный пункт - Ильинский погост.

- Погост в Раменце, у речки Рудни в дворцовой Гуслицкой волости с деревянной церковью Рождества Пресвятой Богородицы. Упоминается в 1628 г . В 1710 г . на погосте стояла церковь "деревянная, рублена клетцки, об одной главе". Ныне погост является селом Рудня-Никитское.

- Погост, что на Мошеве, на речке Мерске в Гуслицкой волости упоминался в писцовых книгах Приказа Большого Двора за 1631-1633 гг. как "место церковное, что был храм Преображения Спасово". В писцовых книгах того же Приказа за 1677-1678 гг. на погосте указана "церковь Преображения Господня деревянная клетцки, на паперть всходная лестница". В 1742 г . погост на Мошеве находился во владении С.В.Лопухина, коему принадлежала и вся Гуслицкая волость. Впоследствии на месте погоста возник Спасо-Преображенский монастырь, остатки которого сохранились по настоящее время на окраине г.Куровское.

- Погост Покров в Сеньгу в Сенежской волости в верховьях речки Сеньги. В начале XVII в. патриаршие окладные книги указывали "в патриаршей вотчине в Сенежской волости на погосте" церковь во имя Св. Николая Чудотворца. Эта деревянная церковь отмечалась до конца XVII столетия, а в 1705 г . на погосте уже стояла новая церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. По рассказам местных жителей на месте погоста некогда стоял древний Никольский монастырь. Ныне Покровский погост называется селом Старый Покров. Его каменный храм начали строить в 1845 г., а главный (Покровский) престол освятили только в 1862 г .

К числу наиболее древних из сохранившихся до настоящего времени сел нашего района относятся:

Село Запонорье. Указано в 1587 г . как вотчина Московского Чудова монастыря, находящаяся в Селинской волости. В то же время Запонорье имело и второе название - Власьевское. По писцовым книгам 1623-24 гг. в селе Запонорье, Власьевском тож, на речке Понуре стояла "церковь Покрова Пресвятой Богородицы древяна клетцки... у церкви во дворе поп Игнатий Иванов, во дворе церковный дьячек Васка Федоров, во дворе пономарь Илейко Григорьев двор просвирницы, двор монастырский и двор монастырского служки, да крестьян и бобылей 7 дворов". В 1678 г . в селе числилось 10 дворов крестьянских и бобыльских, в которых проживало 36 человек. Такие небольшие села были вполне обычны для того времени.

Село Хотеичи "на речке Мерзке" Гуслицкой волости известно с начала XVII в. В 1631- 1633 г. ее деревянная церковь во имя Св. Великомученика Никиты принадлежала Коломенской епархии. В 1646 г . "в селе Хотевичах" упоминалась церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Названия многих из ныне существующих населенных пунктов прежней Гуслицкой волости приведены в писцовой книге Московского уезда, составленной писцом Афанасием Отяевым и подьячим Василием Арбеневым в начале 1630-х гг. (В старые времена эти населенные пункты были селами, деревнями, починками, пустошами, селищами и займищами).

Так, например, в названной писцовой книге упомянуты: "село Богородское на речке Волне, что было князь Владимира Андреевича", деревня Устьяновская на речке Шувойке, "деревня, что была починок Сенки, Старое тож на речке на Околице" (ныне Сенькино и Старово). В самом Богородском был отмечен двор посельского, то есть уполномоченного от владельца села.

В более поздней писцовой книге писца Ивана Меньшого Афросимова и подьячего Ивана Васильева (середина 1670-х гг.) приведены "деревня Кологривова, Гридинская тож, на речке Шувойке (ныне дер. Гридино), "деревня Беляево, Беливо тож, на речке на Мерске" (ныне дер. Беливо), "деревня, что была пустошь Чаплина на речке Гуслице" (нынешнее Цаплино), а также деревни Слободище на Гуслице, Чичево и Ермаково, Беззубово, тож, на речке Десне, Поминово на речке Околице, деревни Титовская, Петрушино, Мисцево, Дорохово.

Обращает на себя внимание, что многие деревни имели два, а то и три названия ("Беляево, Беливо тож", "Солощово, Авсюниново, Овсюнино тож"). Это указывает на то, что еще в XVII столетии официальные названия деревень и сел еще не установились окончательно. С другой стороны, совершенно очевидно, что к середине XVII в. большинство наших сел и деревень уже существовали.

Во многих документах XVI в. упоминается "монастырь Свята Богородицы на Клязьме на Воинове горе", располагавшийся возле современной церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Воинова Гора. В своей жалованной грамоте Великий московский князь Василий Дмитриевич, сын Великого московского князя Дмитрия Донского, (годы княжения 1389-1425) отдавал этому монастырю право ловли рыбы в Клязьме: "Се аз князь Великий Василей Дмитриевич пожаловал монастырь Святой Богородицы на Воинове горе игумена з братьею, или который иный игумен ни будет у Святей Богородицы, - и шлют свою вотагу на Клязьму рыбы ловити во всю Клязьму, а мытники и таможники у них мыта, ни тамги не емлют..."

Следующий великий московский князь Василий Васильевич II (Темный) (годы княжения 1425-1462) вслед за отцом выказал свою милость по отношению к монастырю и освободил его от постоя гонцов, приказав ездить не мимо монастыря, а "осовцом дорогою пошлою по Заречью": "Аж поедет кто ездок мимо тот монастырь в лете или в зиме, ини у них в монастыре не ставятся, ни кормов у них не емлют, ни обидит их никто, ни грабит их никто. А хто имет ся у них ставит в монастыре или у них кто што возмет, и тому быт от меня в казни".

Накануне отмены крепостного права большая часть деревень современного Орехово-Зуевского района принадлежала частным владельцам, остальные находились в различных формах государственной собственности. Среди помещиков особенно крупные владения имели штаб-ротмистр Егор Егорович Норд (ему принадлежали 13 деревень Ильинской волости Богородского уезда: Алексеевская, Внуково, Давыдовская, Костенево, Круглово, Мосягино, Пичурино, Поминово, Сенькино, Слободищи, Старово, Столбуново, Чичево) и полковник Иван Петрович Мусин-Пушкин, владевший в Беззубовской волости деревнями Барышево, Беззубово, Ботогово, Зевнево, Иванищево, Игнатово и Юрятино).

Действительному статскому советнику Николаю Гавриловичу Рюмину, владельцу села Зуева, принадлежали и все остальные деревни Зуевской волости - Алексунино (ныне не существует), Дуброво, Нажицы, Никулино, Ожерелки, Сермино (Семерино). Именно от последнего помещика выкупился основатель купеческой династии Морозовых - крестьянин Савва Васильев Морозов.

Отец Н.Г.Рюмина, Гаврила Васильевич Рюмин (1752-26.11.1827), был сыном мелкого мещанина. В детстве по бедности он был разносчиком оладьев, блинов, пирожков и всякой мелочи в городе Рязани. Затем смышленый молодой человек определился к содержателям винных откупов во Владимире и скоро сам стал участвовать в торговых делах. За усердие "к приумножению доходов казны" Г.В.Рюмин получил чин надворного советника, а с 1801 г . приступил к государственной службе, заслужив на ней чины и ордена (Г.В.Рюмин был кавалером орденов Св. Анны 2-й степени с бриллиантовыми знаками и Св. Владимира 3-й степени). В 1822 г . Г.В.Рюмин владел 9.000 душ крепостных в Рязанской, Московской, Нижегородской и Пензенской губерниях. Кроме этого состояния он оставил своим пятерым сыновьям около 15 млн. рублей денег. Говорили, что крестьяне Рюмина живут хорошо, нищие между ними - редкость. Известности и богатству помещика послужило и то, что он стал кумом царя: император Александр I был крестным отцом одного из сыновей Рюмина. В городе Рязани на средства Гаврилы Васильевича был выстроен 2-й этаж соборной колокольни и переделан теплый храм; несколько лет он содержал за свой счет рязанский театр. Г.В.Рюмин скончался на 75-м году жизни в чине статского советника.

Сын Г.В.Рюмина, Николай Гаврилович Рюмин (6.11.1793-15.01.1870), стал основным наследником отца. О нем писали: "Николай был сыном, достойным своего отца, любил и был способен беречь и наживать деньги, и за эту, вероятно, способность был награжден отцом более, чем другие сыновья". К концу жизни Н.Г.Рюмин достиг чина тайного советника и имел почетное придворное звание камергера Высочайшего Двора. В течение 30-лет он был почетным попечителем

Рязанской губернской гимназии. С 1860 г . Н.Г.Рюмин - президент Российского общества любителей садоводства в Москве, а затем - президент Рязанского общества сельского хозяйства. Николай Гаврилович и его супруга Елена Федоровна (урожденная Кандалинцева (1800-1874) имели 12 детей и оба после смерти были погребены в Св. Троицкой Сергиевой Лавре. Кроме уже названных деревень Зуевской полости Н.Г.Рюмину принадлежали и почти все деревни соседней Буньковской волости Богородского уезда: Кузнецы, Заозерье, Большой Двор, Буньково, Васютино, Гаврино, Андроново, Востриково, Гаврилово, Панкратово, Михалево, Насырево, Тарасово, Карабаново. С именами Н.Г.Рюмина и его супруги Елены Федоровны связана история строительства церкви в селе Зуево (См. главу 16 "Древнее Зуево").

ЛИТЕРАТУРА

Готье Ю. Замосковный край в XVII веке. М., 1906.

Греков Б. Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII века. М.-Л., 1946.

Добронравов В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии". Вып. 4. Владимир, 1897.

Доброхотов В. И. Памятники древности во Владимире Кляземском. М., 1849.

Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV - XVI вв. М.-Л., 1950.

Описания документов и бумаг, хранящихся в Московском Архиве Министерства юстиции. Кн. 1. СПб, 1869.

Памятники истории и культуры Владимирской области. Каталог. Владимир, 1996.

Памятники социально-экономической истории Московского государства XIV - XVII вв. Т. 1 (под ред. С.Б.Веселовского и А.И.Беляева). М., 1929.

Писцовые книги XVI века. Отделение 1. Местности губерний Московской, Владимирской и Костромской. СПб., 1872.

Повесть временных лет. Ч. 1. М .-Л., 1950.

Холмогоровы В. И., Г. И. Исторические материалы о церквях и селах Х VI -Х VIII ст. Вып. 6. Вохонская десятина (Московскогоуезда). М., 1868.

ГАВО (Госархив Владимир, обл.) Ф. 417. Оп. 4. Ед. хр. 4634.

ГАВО. Ф. 556. Оп. 110. Ед. хр. 46 (Метрические книги... Покровской округи за 1796 год).

РГАДА.Ф. 1209. Оп. 1.Ед.хр. 12604-12608. (Письма и меры князя Василия Кропоткина...)

РГАДА. Ф. 196. Оп. 3 Ед. хр. 1539. (Копии с писцовых книг Афонасья Отяева и Ивана Афросимова).


Cодержание  |  НАЗВАНИЯ НА КАРТЕ

Ближайшие мероприятия



Приглашаем









© Центр туризма
design © Forest.RU